Ну вот, вы решили зарегистрировать компанию... И у вас возникла мысль: могу ли я назвать её так, как давно мечтал? А вдруг уже есть компания с таким названием? А что будет, если где-то уже есть фирма с точно таким же названием.... Вроде бы пустяковый вопрос, а крутится в голове... А как корабль назовёшь, так он и поплывёт...
Попробуем ответить на эти вопросы по порядку.
Когда к нам приходит клиент на регистрацию компании, мы проверяем несколько данных об участнике и директоре. Это делается электронно на нескольких сайтах. Проверяем следующую информацию:
- Нет ли на этом директоре/участнике компаний, закрытых принудительно регистрирующим органом.
- Возможно, есть компании с таким же названием.
- Сколько компаний уже есть на данном директоре/участнике.
- Требует ли вид деятельности нового клиента специальных разрешений/лицензий и т.д.?
Список не полный. Действуем по ситуации. Надо сказать, услуга регистрации компании у нас стоит недорого, но даже при этом некоторые клиенты спрашивают: Почему так дорого? А вот потому, что всё это надо проверить, чтобы не получить отказ от регистрационного центра и принести клиенту пользу, а не вред.
Итак, сейчас о названии.
Есть ли компании с таким же названием, мы проверяем на сайте "за честный бизнес". Допустим, мы нашли несколько компаний с таким же названием. Что делать? Отказаться от названия, которое нам нравится? Не всегда.
Если компании с таким же названием мелкие, они не регистрировали своё фирменное наименование, товарный знак, иной объект интеллектуальной собственности, мы теоретически можем зарегистрировать компанию с таким же названием.
Если же это крупная компания, холдинг, она очень известна, то лучше назвать вашу новую компанию по-другому. Крупные, известные компании, как правило, регистрируют свои товарные знаки, фирменные наименования и т.д. Что из себя представляет юридическое лицо, можно легко проверить в Интернете. О крупной компании как правило, много информации в сети.
На днях наш клиент получил письменную претензию от крупной компании с таким же названием примерно следующего содержания: требуем поменять ваше наименование, так как у нас есть несколько зарегистрированных товарных знаков... далее угрозы наступления гражданско- правовой, административной и уголовной ответственности. Клиент очень удивился и спрашивает у нас: "А разве такое бывает?". Отвечаем: Да, бывает. И компания эта крупная и важная, по закону часто бывает права. Объясним подробнее.
Ст. 1484 п. 3 ГК РФ: никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения". То есть, мы нарушаем закон, если потребитель может спутать наш товар с товаром, на который зарегистрирована интеллектуальная собственность.
Административная ответственность предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ. Штраф на должностных лиц 10-50 тыс. руб. с конфискацией предметов, оборудования для производства..., на юридических лиц штраф 50-200 тыс. руб. с конфискацией предметов, оборудования для производства.
Уголовная ответственность предусмотрена для случаев, когда причинён крупный ущерб (свыше 250 000 руб.). Максимальное наказание (если действовала группа лиц) - штраф до 400000 руб., либо 3 года лишения свободы.
Наказание суровое, но ведь бывают случаи, когда новая компания занимается совсем другим видом деятельности. Например, наш клиент, с которым произошла такая неприятность, занимается производством досок и нигде не рекламируется. Его покупатель- китайская компания, с которой у нашего клиента длительные деловые отношения и нашёл он этого покупателя точно не по рекламе. То есть, его покупатель покупает у него точно не потому что наш клиент называется ООО "Ромашка". А крупная компания, у которой зарегистрирован товарный знак РОМАШКА, производит нефтепродукты. Их виды деятельности не пересекаются.
На этот вопрос мы нашли ответ в Президиуме ВС от 23.09.2015 "Обзор судебной практики...": "При выявлении сходства до степени смешения... обозначения .. учитывается общее впечатление, которое производят эти обозначение и товарный знак в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг".
Примерно то же сказано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 "О некоторых вопросах...": "Рассматривая дела о привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.10 КоАП РФ, за использование им обозначения, сходного с товарным знаком до степени смешения, суд должен учитывать, что вопрос о таком сходстве разрешается судом с учётом того, как данное обстоятельство могло быть оценено потребителем".
Делаем вывод: если вы продаёте товар, относящийся к совсем другой отрасли и при этом не извлекаете никаких выгод от использования зарегистрированного наименования, суд не признает вас виновным по статье 14.10. Отметим, что у вас может возникнуть выгода (и вместе с ней ответственность) от использования наименования даже если вы продаёте что-то совсем другое, но чужой бренд с таким названием на слуху.
Татьяна Ильина