Выбор наименования для компании регулируют законодательные нормы: ст. 1473 ГК РФ и ФЗ-14 от 08.02.1998. Базовые требования заключаются в том, что в некоторых случаях оно должно обозначать основной вид деятельности организации (банк, ломбард и т.п.) и быть на русском языке. Оно указывается в заявлении Р11001 до подачи документации на регистрацию юрлица в ИФНС. Большая часть предприятий благополучно функционируют под первоначальным именем долгие годы, но иногда смена наименования ООО необходима.
- Владелец организации её продал, и другие хозяева хотят внести изменения.
- ЮЛ полностью переключилось на другую сферу деятельности.
- Ещё до регистрации была допущена ошибка, которая негативно повлияла на репутацию компании.
- Учредители хотят, чтобы имя и торговый знак предприятия органично дополняли друг друга, что позволяет более эффективно продвигать бренд.
- Поменялся состав учредителей, инициалы которых составляли имя Общества.
Смена наименования организации может быть не только добровольной. Иногда ООО в принудительном порядке, по требованию судебных органов, обязано это сделать. Статья 1474 ГК РФ защищает право Общества на уникальное фирменное наименование. Если два юрлица выбрали одинаковое имя и работают в одной и той же отрасли, собственник фирмы, созданной раньше, вправе потребовать через суд, чтобы второй изменил наименование.
ИФНС идентифицируют ЮЛ по кодам ИНН и ОГРН, поэтому при регистрации название, указанное собственником в заявлении, проверяется не на уникальность, а только на соответствие законодательным нормам.
Если вы намерены выбрать оригинальное и «говорящее» фирменное имя для своей компании, проведите анализ с помощью сервиса ФНС. Если придуманное вами слово или словосочетание уже используется, убедитесь, что предприятие-тёзка не ликвидировано и работает в другой сфере.
Если вы твёрдо намерены использовать идентичное название при том, что уже существующее ЮЛ занимается аналогичной деятельностью, будьте готовы к тому, что правообладатель может призвать вас к ответу, и суд удовлетворит его ходатайство, обязав вас сменить часть реквизитов.
Изменение названия юридического лица в несколько шагов
- Выбор другого имени
На этом этапе следует действовать с учётом требований Гражданского кодекса и ФЗ-14, о которых мы упоминали выше.
- По закону организация имеет полное и краткое наименование на официальном языке страны. Перед полным названием добавляется расшифрованная форма собственности, например, «Общество с ограниченной ответственностью». Короткий вариант позволяет обойтись аббревиатурой — «ООО».
- Если вы планируете назвать фирму иностранным словом, нужно при обновлении учредительных документов это указать (см. пункт 2).
- Проверьте уникальность выбранного слова на сайте ФНС.
- Подготовка пакета документов
- Напишите заявление, заполнив форму 13001.
- Закажите выписку из ЕГРЮЛ.
- Организуйте внеочередное собрание и в протоколе зафиксируйте мнение учредителей или примите решение самостоятельно, если других участников нет. В случае переименования по постановлению суда вы можете это указать в качестве причины.
- Разработайте новую версию устава или подготовьте корректировки отдельно. Допускается приложение к старому варианту устава листа изменений, но этот способ расширяет список документов. Вам понадобится два экземпляра.
- Оплатите пошлину за перерегистрацию (для экономии времени через сайт Госуслуг). Сумма составляет 800 рублей. Квитанцию с реквизитами руководителя распечатайте.
- Заверение бумаг у нотариуса
Подпись руководителя предприятия на заявлении требуется заверять нотариально.
Нужно представить нотариусу полный пакет учредительных документов, выписку из единого реестра юрлиц.
- Подача заявления в ФНС
Предоставьте органам:
- заполненную форму 13001 с заверенной подписью;
- протокол или решение;
- устав;
- квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.
Фиксация изменений в ИФНС выполняется в течение рабочей недели. При следующем посещении вам выдадут лист записи в единый реестр. Либо вы можете заранее запросить отправку его по почте.
Все эти шаги занимают около 20 рабочих дней. Если вам предстоит переименование организации в Иркутске, но катастрофически не хватает времени на посещение инстанций и подготовку бумаг, обращайтесь в компанию «ФинСовет».
Необходимые меры после внесения изменений
Если ФСС, ПФР, прочие внебюджетные фонды и Росстат о пертурбациях в вашей компании узнают от налоговой инспекции, то уведомление контрагентов, переоформление документации, относящейся к бизнесу, ложатся на ваши плечи.
- Если вы используете печать, закажите другую, где будут указаны актуальные данные. То же касается штампов и бланков. Устаревшие печати уничтожают в присутствии комиссии с последующим составлением акта.
- Свежий образ печати необходимо предъявить в банк, в котором открыт расчётный счёт Общества.
- Письмом оповестите своих контрагентов и клиентов. ИФНС не принимают подтверждение затрат, если в первичных документах указана устаревшая информация. Хотя договоры, подписанные ранее, остаются в силе, стороны продолжают выполнять обязательства.
- Если у вас установлен кассовый аппарат или POS-терминал, их придётся перерегистрировать. В соответствии с ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ штраф за использование ККТ с неверными реквизитами составит не менее 30 тысяч рублей.
- Лицензию на ведение определённого вида деятельности также следует переоформлять. В ней должны отражаться актуальные сведения. Государственная пошлина составляет 750 рублей. Вы обязаны сообщить об изменениях в реквизитах в течение 10 рабочих дней после подачи формы 13001. Штраф за осуществление деятельности без лицензии составляет не менее 40 тысяч рублей. В некоторых случаях может грозить уголовная ответственность.
- Для переоформления транспорта, недвижимости, интеллектуальных прав, зарегистрированных на ЮЛ, также следует обращаться в соответствующие инстанции.
- Не забудьте заменить электронную цифровую подпись, в которой указано старое фирменное наименование. Вся прежняя документация, подписанная ЭЦП с другими реквизитами, утрачивает силу.
- Сообщите сотрудникам и внесите запись о перерегистрации юрлица в их трудовые книжки. Как видно из инструкции Минтруда России от 10.10.2003 №69, если данные работодателя изменились, об этом нужно сделать запись, указав номер и дату приказа об этом. Создавать приложение к трудовому договору или перезаключать его — решать вам. Но если для работника это важно, рекомендуем удовлетворить его просьбу.
Мы проконсультируем вас в случае затруднений и окажем содействие на любом этапе вышеописанной процедуры. Наши юристы профессионально представят ваши интересы в государственных органах, при общении с банками и контрагентами.